Нейроразвитие, как здоровьесберегающая технология в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Дополнительно
Нейроразвитие, как здоровьесберегающая технология
в коррекционной работе с детьми с ТНР.
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
Каждый педагог в детском саду использует здоровьесберегающие технологии. Одной из таких находок в моей работе стало использование нейроигр и нейроупражнений.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем.
В своей работе активно использую различные игры и упражнения:
- Нейроигра «Поп ит» На этапе автоматизации звуков предлагаю ребенку правильно произнести слово, а также поочередности (правой, левой рукой) нажать на «кнопочку» поп ит.
- Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок нужного цвета, используя ритмичный ряд, и произносит изолированный звук.
- Нейродоски, направлены на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста, синхронизация работы левого и правого полушария головного мозга. Выполняются одновременно двумя руками.
- «Веселые молоточки» Игра направленна на дефференциацию звуков в словах. Ребенку предлагается назвать слово, нарисованное на картинке, если услышит звук «Р», берет молоточком правой руки, если звук «Л» то молоточком левой руки.
- Нейрокарточки координируют работу полушарий мозга. Ребенок должен воспроизвести положение рук, которое он видит на картинке и одновременно произнести соответствующее слово или слог.
- Нейропрописи созданы для развития структур мозга. Задания помогут в тренировке графических навыков, координации движений и мелкой моторики, синхронизации работы глаз и рук, помогают развивать речь,
- Нейроупражнение «Кулачки-ладошки» направленны на развитие межполушарного взаимодействия. 1 вариант –выполняем правой или левой рукой. 2 вариант- выполняем обеими руками в соответствии силуэтам.
- «Нейродорожки» направлены на развитие крупной моторики, формирование пространственных представлений. Совершенствуется мыслительная деятельность. 1 вариант- проходим дорожки, ставя две ноги вместе. Силуэты стоп направлены в разные стороны.2 вариант- силуэты ладошек и стоп прикрепляются в разном порядке по цветам. Дети проходят дорожки в соответствии силуэту
- «Говорящие стены». В холе нашего детского сада так же предусмотрены различные игры. Проходя мимо, ребенок может остановиться и выполнить несколько упражнений на воздействие межполушарных связей. С этой целью ребенок проходит дорожку из следков, называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеими руками одновременно.
- Нейроупражнение «Мячик ты передавай». Способствует развитию межполушарного взаимодействия, внимания, памяти и мыслительных процессов у детей. Дети одновременно передают мяч по часовой стрелке, соблюдая алгоритм .
Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи, а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР.
Нейроигры помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Занятия учителя-логопеда проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР.