Нейроразвитие, как здоровьесберегающая технология в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Загружен: 11.06.2024
Обновлён: 11.06.2024

Дополнительно

Нейроразвитие, как здоровьесберегающая технология

в коррекционной работе с детьми с ТНР.

 В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.

Каждый педагог в детском саду использует здоровьесберегающие технологии. Одной из таких находок в моей работе стало использование нейроигр и нейроупражнений.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем.

В своей работе активно использую различные игры и упражнения:

  1. Нейроигра «Поп ит» На этапе автоматизации звуков предлагаю ребенку правильно произнести слово, а также поочередности (правой, левой рукой) нажать на «кнопочку» поп ит.
  2. Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок нужного цвета, используя ритмичный ряд, и произносит изолированный звук.
  3. Нейродоски, направлены на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста, синхронизация работы левого и правого полушария головного мозга. Выполняются одновременно двумя руками.
  4. «Веселые молоточки» Игра направленна на дефференциацию звуков в словах. Ребенку предлагается назвать слово, нарисованное на картинке, если услышит звук «Р», берет молоточком правой руки, если звук «Л» то молоточком левой руки.
  5. Нейрокарточки координируют работу полушарий мозга. Ребенок должен воспроизвести положение рук, которое он видит на картинке и одновременно произнести соответствующее слово или слог.
  6. Нейропрописи созданы для развития структур мозга. Задания помогут в тренировке графических навыков, координации движений и мелкой моторики, синхронизации работы глаз и рук, помогают развивать речь,
  7. Нейроупражнение «Кулачки-ладошки» направленны на развитие межполушарного взаимодействия. 1 вариант –выполняем правой или левой рукой. 2 вариант- выполняем обеими руками в соответствии силуэтам.
  8. «Нейродорожки» направлены на развитие крупной моторики, формирование пространственных представлений. Совершенствуется мыслительная деятельность. 1 вариант- проходим дорожки, ставя две ноги вместе. Силуэты стоп направлены в разные стороны.2 вариант- силуэты ладошек и стоп прикрепляются в разном порядке по цветам. Дети проходят дорожки в соответствии силуэту
  9. «Говорящие стены». В холе нашего детского сада так же предусмотрены различные игры. Проходя мимо, ребенок может остановиться и выполнить несколько упражнений на воздействие межполушарных связей. С этой целью ребенок проходит дорожку из следков, называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеими руками одновременно.
  10.  Нейроупражнение «Мячик ты передавай». Способствует развитию межполушарного взаимодействия, внимания, памяти и мыслительных процессов у детей. Дети одновременно передают мяч по часовой стрелке, соблюдая алгоритм .

Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи, а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР. 

 Нейроигры помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Занятия учителя-логопеда проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР.

Категория документа
Нормативно-правовые акты

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie